realref.ru

Пример семибальной шкалы


narushenie-neprikosnovennosti-zhilisha-st-139-uk-rf.html
narushenie-nerechevih-funkcij.html
narushenie-norm-sovremennogo-russkogo-literaturnogo-yazika.html
narushenie-normi-yazika-perevoda.html

Пример пятибалльной шкалы.

Оценка Число баллов

Отличное качество 5

Хорошее качество 4

Вполне удовлетворительное качество 3

Удовлетворительное качество 2

Плохое качество 1

Оценка Число баллов

Качество очень высокое 7

Качество высокое 6

Качество выше среднего 5

Качество среднее 4

Качество ниже среднего 3

Качество низкое 2

Качество очень низкое 1

Обобщенный показатель качества Kэкс, определяемый экспертным методом по балльной системе исчислений, находят как среднее арифметическое значение оценок, поставленных всеми экспертами и вычисляют по формуле

,

где а -- количество экспертов; Q -- оценки в баллах, поставленные экспертами.

Если при экспертизе качества оценку (опрос) проводят в несколько туров, то в этом случае значение показателя качества определяют как среднеарифметическое значение оценок, полученных в каждом туре опроса экспертов по выражению

,

где -- значение показателя качества, полученное в каждом туре; m -- число туров опроса.

Эвристическая формализация экспертных оценок заключается в определении зависимости между значениями параметрических показателей и их оценками в баллах. На основании этого строится график или разрабатывается математическая формула, которые позволяют выражать балльную оценку показателей качества в натуральных единицах измерений, например, производительность ИС как число выдаваемых пользователю документов в единицу времени.

При экспериментальной формализации устанавливают соотношение значений балльных оценок со значениями показателей, определяемыми в результате эксперимента. Следует отметить, что экспертный метод определения значений показателей качества с использованием способа экспериментальной формализации оценок экспертов является более объективным, чем без такой формализации [3].

В экспертной оценке можно применять так называемый социологический метод оценки качества ИС. Этот метод, как и экспертный, основан на опросах, мнениях, но не специальных экспертов, а различных пользователей ИС – студентов, преподавателей, аспирантов, сотрудников управления, научного сектора вуза и др. Этот социологический метод можно считать модификацией экспертного. Социологический метод определения значений показателей качества продукции является по существу маркетинговым и осуществляется с помощью не экспертов, а фактических или потенциальных потребителей результатной информации, выдаваемой ИС. Сбор мнений потребителей производится опросом или с помощью распространения и заполнения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации и т.п.



Экспертный метод можно эффективно применять и для оценки качества отдельных компонентов ИС – технических средств, программных продуктов, базы данных, лингвистических средств и др.

Литература

1. Исаев Г.Н. Моделирование оценки качества информационных систем. М.: ИМСГС, 2006. 230 с.

2. Орлов А.И. Теория принятия решений. М.: Изд-во «Март», 2004. 187 c.

3. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996. 271 с.